В разделе «Методическая литература по созданию и функционированию школьной службы примирения (ШСП)» размещены материалы для изучения кураторами школьных служб примирения (ШСП) и педагогами, которые применяют восстановительный подход в своей профессиональной деятельности
Литература
- Брейтуэйт Дж. — «Преступление, стыд и воссоединение» Пер. с англ. / Под общ. ред. М.Г.Флямера. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. – 179 с.
- МОО Центр «Судебно-правовая реформа» — «Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов)» – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 152 с.
- Зер Х — «Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание» пер. с англ. / общ. ред. Л.М. Карнозовой. — М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. – 328 с.
- Путинцева Н.В. — «Использование восстановительного подхода в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: методическое пособие» под общей ред. Н.В. Путинцевой – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 95 с.
- Коновалов А.Ю. — «Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство»/под ред. Л.М. Карнозовой. — М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 306 с.
- Кристи Н. — «Конфликты как собственность». — М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2007
- МОО Центр «Судебно-правовая реформа» — «Медиация ровесников в России: Сборник описаний практики разрешения конфликтов юными медиаторами – волонтёрами служб примирения». – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2016. – 70 с.
- МОО Центр «Судебно-правовая реформа» — «Опыт работы школьных служб примирения в России / Сборник материалов». – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 148с.
- Пранис К., Стюарт Б., Уедж М. — «Круги примирения: от преступления к сообществу» / пер. с англ. под ред. Р.Р. Максудова, Л.М. Карнозовой, Н.В. Путинцевой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009. – 240 с.
- Пранис К., Стюарт Б., Уедж М. — «Традиционные практики урегулирования конфликтов/ Материалы ежегодного семинара» 2010–2014 гг. (сборник). – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 252 с.
Видеозаписи выступлений
- Ежемесячные семинары-практикумы, организованные специалистами ГБУ ГППЦ ДОНМ
- Интервью социального педагога ГБУ ГППЦ ДОНМ Путинцевой Н.В. о школьной службе примирения Московскому образовательному телеканалу
- Видеолекции Коновалова А.Ю. о восстановительном подходе и его реализации в образовательной среде
Учебные фильмы
БУЛЛИНГ
В разделе «Методическая копилка по теме «Буллинг» представлены материалы по буллингу: исследования, методические пособия, методы работы, а также список художественной литературы по теме
МЕДИАЦИЯ – ДЕТИ – СОЦСЕТИ
Рекомендации для педагогических работников образовательных организаций, специалистов в области воспитания и профилактики
девиантного поведения несовершеннолетних
по использованию медиативных технологий в социальных сетях
Рекомендации разработаны в рамках государственного задания ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» на 2024 год в целях исполнения пункта 8 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 7 июля 2023 г. № 2
Методические рекомендации
для администрации и педагогов образовательных организаций
по профилактике и предотвращению ситуаций буллинга
в образовательной среде
Авторы-разработчики:
Женодарова Е.Д., Коновалов А.Ю., Путинцева Н.В.

КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ И ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ НАПАДАТЬ НА ДРУГИХ
Руководство для подростков про буллинг
А.А. РЕАН, М.А. НОВИКОВА, И.А. КОНОВАЛОВ, Д.В. МОЛЧАНОВА

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ВОВЛЕЧЕН?
Руководство для родителей про буллинг
А.А. РЕАН, М.А. НОВИКОВА, И.А. КОНОВАЛОВ, Д.В. МОЛЧАНОВА

РУКОВОДСТВО ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА
Руководство для школьной администрации, учителей и психологов
А.А. РЕАН, М.А. НОВИКОВА, И.А. КОНОВАЛОВ, Д.В. МОЛЧАНОВА
Художественная литература
Для детей от 3-х до 6 лет, а также их родителей
- И. Зартайская — «Никто меня не любит», изд. «Поляндрия», 2018. – 32 с.
- Ирина и Леонид Тюхтяевы — «Зоки и Бада» изд. «Манн, Иванов и Фербер», 2016. — 144 с.
- М. Сендак — «Там, где живут чудовища», изд. «Розовый жираф», 2015. — 40 с.
Для подростков и старше, родителей и учителей
- Андрей Богословский — «Верочка», изд. журнал «Юность»
- Анника Тор — «Правда или последствия», изд. «Самокат», 2011. — 152 с.
- Бакман Фредрик — «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», изд. «Синдбад», 2018. — 480 с.
- Бел Кауфман — «Вверх по лестнице, ведущей вниз», изд. «Белая ворона» / «Альбус корвус», 2018. – 352 с.
- Владимир Железников — «Чучело», изд. «АСТ», 2012. – 272 с.
- Грейс Макклин — «Самая прекрасная земля на свете», изд. «Азбука-Аттикус», 2013. – 225 с.
- Гордон Рис — «Мыши», изд. Рипол-Классик, 2011. – 304 с.
- Джоди Пиколт — «Девятнадцать минут», изд. «Азбука», 2019. – 672 с.
- Джованни Моска — «Воспоминания о школе», изд. «КомпасГид», 2012. – 176 с.
- Кэндзиро Хайтани — «Взгляд кролика», изд. «Самокат», 2019. – 320 с.
Исследования
- Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. — Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 1. С. 103–116
- Бочавер А.А. — Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №1. С.47–55
- Бочавер А.А., Хломов К.Д. — Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий. Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 178–191
- Бочавер А.А., Хломов К.Д. — Буллинг как объект исследований и культурный феномен. Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149–159
Литература и пособия
- Моторина С.В. — «Травля: со взрослыми согласовано. 40 реальных историй школьной травли», изд. «Эксмо», 2020. – 410 с.
- Ениколопов С.Н. — Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма) [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма).
- Кравцова М.М. — Дети-изгои: Психологическая работа с проблемой. М.: Генезис, 2005
- Петрановская Л.В. — «Методическое пособие для взрослых. Травли NET»
- Польская Н.А. — Взаимосвязь показателей школьного буллинга и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2013. №1. С.39–49
- Собкин В.С., Смыслова М.М. — Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. Т.5. №2. С.71–86
- Собкин В.С., Маркина О.С. — Влияние опыта переживаний «школьной травли» напонимание подростками фильма «Чучело» // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1. С.48–57
- Руланн Э. — Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. М.: Генезис, 2012. 264 с.
Методы работы с травлей
- Богомолов В.А. — Ориентированный на решение подход в работе с ситуациями травли в школе. 14 февраля 2013.
- Куценко Е. — Школьная травля: перезапуск отношений. Первое сентября, 2013, 10
- Уильямс М. — Команды под прикрытием»: переопределение репутаций и трансформация отношений травли в школьном сообществе. Пер. И. Филимоновой под ред. Д. Кутузовой
- Жекулина Т.М. — «Травля в школе. Нарративный подход к работе с проблемой», изд. «Генезис», 2018. -190 с.
- ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Государственное бюджетное учреждение
Городской психолого-педагогический центр
Департамента образования и науки города Москвы
Адрес: Есенинский бульвар д.12 корпус 2
Электронная почта: gsp@gppc.ru
Интернет представительство: gppc.ru